Не верите? А вот вам пример из жизни
одного сайта, с хорошим советом
Опять вернёмся к примеру с предварительными переговорами... А если спросить заказчиков с "готовыми" решениями, что вы будете делать, если ваши идеи ошибочны? Многие ответят: исправим или переделаем, сайт...
Стоп! Вот он, подход к communication design... Поймите, сайт - живой организм. Его задача - работать с аудиторией. Любые хирургические вмешательства, в ходе его жизни могут иметь весьма печальные последствия. Аудитория "привыкает" к существующей функциональности, сайт "обрастает" внешними ссылками на конкретные страницы с других интернет ресурсов, сайт нарабатывает индексацию в поисковых системах (опять же - на конкретные страницы, связанные с конкретным доменным именем) и имеет посещаемость целевой аудитории. Сайт живёт всеми страницами и разделами, а не только первой (титульной) страницей.
Отсюда вывод: необходимо спланировать способы развития - маcштабируемость сайта. И не только появление новых разделов и страниц, но и развитие его функциональности. А для этого необходимы консультации и хорошее знание существующих технологий и их возможностей.
Ещё раз вспомним желание посмотреть "как у других". Вообще-то - это хорошее желание. Вот только нужно отбросить абстрактные сайты и выбрать сайты, работающие именно с вашей целевой аудиторией. И обязательно провести анализ - всех сайтов конкурентов! Только забудьте злой и корыстный взгляд с мыслями об объёмах продаж или проценте рынка (читая разделы о "крутости" компании конкурента)... Смотрите глазами покупателя, ему все ваши проблемы по барабану... Ему товар нужен (или услуга), ему сервис нужен и чтоб работал! Покупатель весь в сомнениях и с кучей вопросов, а сайты конкурентов, скорее всего, у него уже открыты в соседних окнах броузера - на расстоянии всего одного клика мыши... Представили ситуацию?
Вот теперь анализируйте, а я вам буду советовать. У меня за плечами данные статистики, у меня есть данные запросов, анализ посещаемости, у меня опыт десятков проведённых проектов, но главное - я тоже потребитель ваших товаров и услуг и я на стороне пользователей! И буду на их стороне постоянно, при любом бюджете проекта :) Но я могу отследить политику присутствия в Интернет каждого из ваших конкурентов. Даже того, чего нет на их сайтах. Работа кропотливая, но результаты, часто, очень интересные. И они помогут скорректировать политику вашего сайта, а возможно, и сам бизнес. Были ситуации, когда проведённый анализ специфики спроса позволяли открыть новые перспективные направления. Действительно были, приходите на консультации - я вам расскажу...
Многие считают, что пока сайт не создан, нельзя более или менее конкретно определить его будущую эффективность. Хотите очень амбициозный ответ? Можно! А при определённом упорстве, и даже в конкретных денежных суммах. Думаете, шучу или начну вам рассказывать про абстрактные безграничные перспективы развития Интернет, про рост численности аудитории, про выгоды E-бизнеса и имидж современной компании? Об этом тоже, конечно, могу рассказать :), но я сейчас о вещах более конкретных.
Есть определённые технологии подобного анализа и, главное, есть конкретные результаты (и постоянные клиенты :). На основании достаточно подробных переговоров (есть сформированная технология переговоров) с руководством и менеджерами компании, можно сформировать направления подобного анализа. В результате - получить определённые (вполне конкретные, в цифрах) данные с оптимистическим и пессимистическим (тоже положительном, но с минимальным результатом) прогнозом. Разница между этими прогнозами зависит от сферы бизнеса и особенностей деятельности компании заказчика. Данные привязаны к определённой целевой аудитории. Имея на руках подобные данные можно более детально продумать процесс создания сайта, необходимый комплекс действий (включая сроки и бюджет), сформировать политику сайта в интернет, комплекс мер по продвижению сайта после его создания. А при грамотном исполнении этой политики и максимально эффективном применении сформированного комплекса мер - превратить пессимистический прогноз в оптимистический. Что требуется от вас? Максимальная искренность! Громкие фразы оставьте для ваших клиентов, а мне как доктору - чистую правду об особенностях вашего бизнеса.
Должен предупредить... Есть такие сферы бизнеса, активно присутствующие в интернет, в которых нет смысла ожидать максимальной эффективности в короткие сроки из-за жесточайшей конкуренции. А главное - требуется постоянный мониториг ситуации и регулярные активные действия. Хотя, большие бюджеты чудеса творят :) Да и получение любого положительного результата всегда приятно и, обычно, многократно окупает все затраты на сайт. Но должен заметить, что даже в условиях жесткой конкуренции существуют способы добиться положительных результатов весьма простыми способами. Стоит только подойти творчески.
Я бы привёл вам в пример конкретные цифры, но существуют определенные трудности проведения анализа эффективности сайта.
Ещё одна распространённая ошибочная тенденция - некоторые заказчики рассматривают сайт только как своеобразный вид рекламы. Подход к сайту как к рекламному объявлению или ролику на телевидении. Интересный подход, но один из самых не эффективных. Повторюсь, сайт - живой организм! Он может и должен работать. А от того, что он просто лежит... Будет, конечно, определённый результат. Но очень невысокий.