Web Тактика: создание и развитие сайтов | +7 916 555-90-78  
<

Психология в дизайне

Эта статья больше заинтересует дизайнеров. Те из них, кто имеет высшее образование в этой области, уже знакомы со многими, из перечисленных здесь фактов. Но статистика показывает, что основной процент, даже известных дизайнеров, не имеет специализированного образования.

Я часто встречаю рассуждения, что дизайн - это оформление информации. Говорят о нём как элементе, существующем отдельно от текста, имеющем свои правила и законы. Не забывают упомянуть о его важности общими фразами.

Стоп! А разве графика, цвет, текст, заголовки и вся композиция не составляет информационное содержание страницы? Основной процент получаемой человеком информации, воспринимается зрением. По статистике воспринимается 83% информации зрительно. И 40% из неё запоминается человеком (против 20% от услышанного!).А изображение может нести в себе не чуть не меньше (а иногда и больше) информации, чем текст. Но как связать их воедино? Как заставить дизайн нести тему страницы? Вот это уже вопрос психологии.

Примеры оформления с анимацией в дизайне сайта:

Пример дизайна сайта с адаптивной анимацией
Пример дизайна сайта с Flash + HTML5 анимацией
Пример дизайна сайта с анимацией для всех браузеров

Нет, оставим в покое Юнга и Фрейда с их фундаментальными теориями и обратимся к прикладной психологии. Любое изображение вызывает у человека ассоциации. Но проблема в том, что одни предметы, сюжеты или графические элементы вызывают у всех людей (вернее, у многих) одинаковые ассоциации, а другие - совершенно различные. И, если я ошибочно строю ассоциативный ряд, то могу завести пользователя совсем не туда, куда мне хотелось. Для построения устойчивых ассоциаций, настроения или образа, часто нужно дополнять композицию элементами, укрепляя тематическую линию. Такими элементами может быть что угодно: изображение, слово (первичный источник информации) или целая фраза, линия, размывка, коллаж. Главное - стремиться не к слепому усложнению, а к созданию устойчивого ассоциативного ряда по конкретной теме, под конкретные задачи.

Вы, наверное, уже заметили, что на сложных, детализированных, иногда не понятных с первого взгляда изображениях, хочется задержать взгляд? Зрителю интересно "разгадать загадку" и разгадка смысла приносит удовлетворение и положительные эмоции. Такие "шарады" надолго остаются в памяти. Но не многие из них действительно несут тему или настроение. Большинство похоже на рассыпаную детскую мозаику, сборище не связанной между собой графической информации. Творчество дизайнера в индивидуальных работах может быть любым - это его личное дело. Здесь работает понятие - "дизайн ради дизайна". Часто превращаясь в стремление эпатировать зрителя. Но в оформлении конкретного заказа, рассчитанного на большую и различную аудиторию, для меня важно не перестараться. Пользователь, просматривая оформление, всегда стремится сделать вывод, ищет законченность в понимании представленной информации. И сделав его, испытывает эстетическое удовлетворение. Задача дизайнера помочь ему в этом. Построить твёрдый, конкретный ассоциативный ряд, раскрывая тему. Простой пример - когда используется перевёрнутый текст. Это простая преграда для его восприятия и пользователь способен прочитать этот текст, но решение этой загадки приносит подсознательное удовольствие и заостряет внимание на этом слове или фразе. Другое дело - уместно ли такое действие в конкретной ситуации.

Теперь, о способах и инструментах. Первое, на чём хочется остановить внимание - это способы проведения пользователя по композиции, построение ассоциативного ряда в нужном направлении. Восприятие текстовой информации (в большинстве языков) происходит слева на право и сверху вниз. Это правило хорошо помогает в карикатурах (достаточно простой пример), когда есть сюжетный текст (например, вопрос - ответ). Чтобы зритель правильно понял сюжет, нужно заставить его прочесть сначала вопрос, а потом ответ. Текст вопроса выносится наверх изображения, поближе к левому углу, а текст ответа вниз изображения или справа от вопроса. Это первый принцип, но есть и другие способы заострить внимание на конкретных деталях. Например - пространственное восприятие информации. То, что находится ближе (на переднем плане) воспринимается раньше, чем-то, что на заднем. Эффект заднего плана можно получить достаточно сильной размывкой. Объект, с нормальной резкостью, будет выглядеть расположенным на переднем плане, и восприниматься первым. Крупные и достаточно яркие (контрастирующие) элементы так же воспринимаются раньше мелких, детализированных. Любой "выделенный" объект в композиции становиться тематическим или смысловым центром. Специалисты "Строгановки" советуют использовать не более 3 тематических центров при 5-7 управляющих элементах (в рекламных материалах ещё меньше). Я оставлю это без комментариев, но в некоторых ситуациях позволю себе не согласиться.

Ещё один способ заострить внимание на конкретной детали - это освещение. Любой источник света гарантированно заставляет обращать на себя внимание. Даже тень и затемнение некоторых деталей подразумевает существование источника света. И затемнённые детали оттесняются более яркими. Но, используя эффект освещения (внося источник света), можно совершить грубую ошибку. Человеческий глаз легко различает неправильное (не естественное) наложение теней. По этому, понятиям света и тени уделяется очень большое внимание в программе обучения художников. Вот один пример из моей практики. Долгие обсуждения световой схемы в дизайн-макете, вызвали естественное стремление к творчеству у клиента (достаточно частая ситуация). Но его предложение повергло меня в шок. Он предложил сделать графический элемент тёмно синего цвета, а тень от него жёлтой! Убеждения, что это не правильно, породили вопрос: ...но это же можно нарисовать? Можно, конечно, но ... не захотелось.

Есть ещё одна опасность. Я стараюсь не играть с пропорциями и перспективой в реалистичных изображениях и коллажах без конкретной цели. Законы пространственной геометрии и естественных пропорций - это законы природы. Спросите у людей, имеющих высшее художественное образование, сколько времени они посвятили изучению перспектив и пропорций. Человеческий глаз легко замечает ложь в этой области. И есть опасность, что пользователь подсознательно, отвлекаясь от темы, сосредоточит внимание на поиске источника зрительного дискомфорта в изображении и сделает совершенно другие выводы, чем вам хотелось. Другая ситуация, когда это сделано сознательно, сосредотачивая внимание на этом. Тогда, нужно постараться убрать другие сложные элементы, избегая конфликтов.

Теперь, немного о "вечном" - о цвете. Вы, скорее всего, уже не раз читали различные материалы на эту тему и не раз видели статьи о психологическом восприятии цветов. Советую всегда скептически подходить к этому вопросу. Оставлю бесспорными физические аспекты сочетания и свойств цветов, а остановлюсь на психологии. Многие выводы сделаны на основе достаточно спорных утверждений. В вопросе восприятия конкретного цвета, психологи подходят индивидуально к каждому человеку. Дело в том, что конкретный цвет у каждого ассоциируется с конкретным образом, вещью или событием в его жизни и находится в подсознании человека. А эти ассоциации могут быть различными - как положительными, так и отрицательными. Это относиться не ко всем цветам подряд, а только к некоторым основным (у всех по-разному). Еще, восприятие цвета может носить тематическую направленность. Например, красный. В технической области он символизирует опасность, а в области моды чувственность и смелость. Если взять красный цвет в природе, то, скорее всего, он вызовет ассоциации со сладостью спелых ягод. А в социальной сфере он заставит вспомнить о коммунизме, но у жителей других стран этого может и не быть. Получилась достаточно разнообразная картина ассоциаций. И можно смело забыть многие однозначные утверждения. По этому, приходится быть осторожным в выборе цвета для каждой конкретной ситуации и избегать давления одного сплошного цвета, не продумав тематику. Может быть, у самого важного клиента он вызовет совершенно негативные ассоциации. Очень полезная практика - опрашивать своих знакомых, при построении композиции, интересуясь их мнением и ассоциациями. Но помните, что многое зависит от постановки вопроса, т.к. люди очень любят говорить не то, что думают на самом деле, а то что от них хотят услышать. Они хотят не решить вашу проблему (это же не их проблема), а "хорошо выглядеть" при ответе на ваш вопрос.

Линии, стрелки, направленный градиент, ритм вызывают устойчивое направляющее, указывающее воздействие. Но, используя их, избегайте ситуации, когда приходиться просматривать композицию "против шерсти". Это вызывает дискомфорт на уровне подсознания и подсознательное желание найти его причину.

Шрифт - так же может вызывать различные ассоциации. Например, готический шрифт вызывает ассоциации с культурой Европы и он не может применяться в теме других культур или исторического периода без особых причин. Помните об этом! Каким бы красивым он не казался. Но это уже типографика и для изучения её существует специальная литература (например, книга Эмиля Рудера "Типографика").

Если взять web дизайн, то может возникнуть ещё одна проблема - процесс загрузки страницы. Будет обидно, если элементы, управляющие ассоциативным рядом, будут загружены не в той последовательности. Но это уже не такая большая проблема. Если действительно нужно показать всё изображение сразу, то можно использовать "слой загрузки", закрывающий всю страницу до тех пор, пока она не загрузится целиком, или убрать этот слой, на каком-то этапе загрузки страницы с помощью скрипта. Можно использовать режимы загрузки на основе веса каждого элемента и порядков ссесий загрузки, можно использовать элемент Flash фнимации. Но не забывайте проставить способ его "ручного" отключения, для "нетерпеливых" пользователей и помните, что пользователь может отключить и само выполнение скриптов и показа анимации.

Эта статья может дописываться бесконечно, но, надеюсь, я смог объяснить важность психологии в дизайне. Рабочее место психолога, в рекламных агентствах, уже давно существует. А дизайнер просто обязан быть неплохим психологом. Если вы стремитесь к профессионализму, то постарайтесь прочесть соответствующую литературу и найти возможность общения с психологом. Не оставляйте без внимания различные статистические данные и публикации о результатах исследований. Не стесняйтесь спрашивать совета и чаще обсуждайте свои работы с другими.

Советую воспитывать правильное построение ассоциативного ряда в сюжете. Всегда делайте выводы сами, в соответствии со стоящей перед вами задачей, и скептически относитесь к выводам других. А книжки Д.Карнеги оставьте в покое, их нужно изучать в школе.

Первая публикация 2000 г.


Отправьте ваш запрос с указанием телефона для обратного звонка: