Кто является "хорошим клиентом"?
В первую очередь, "хорошие клиенты" — это люди, которые хотят зарабатывать и искренне заинтересованные в развитии своего бизнеса. Которые готовы постоянно искать новые возможности для его развития. Именно по этой причине, очень эффективным часто является прямое общение с руководителями (владельцами) фирм. Покажите им спрос, "механизмы" рынка и чёткий план выхода на прибыль, а дальше — остаётся просто выполнение.
Другой вариант, "хороших клиентов" — это уже группы людей, хорошо разбирающихся в технологиях и специфике web продвижения. Это заказчики, которые просто делегируют объёмы работ и требуют чёткого плана реализации проекта, понимая специфику и необходимый комплекс действий. С такими клиентами ещё проще, тут нет споров (они уже выбрали уровень исполнителя). Тут есть только проект, сроки и его стоимость.
Хочется сразу ответить, что "хорошие клиенты" — это любые заказчики, которые не мешают в работе, следуют рекомендациям и консультациям, принимая решения и составляя требования к будущему сайту. Но, анализируя прошедшие проекты, думаю, что в этом случае всё не совсем так просто.
Возможно, для других ситуаций, в начале нужно ответить на другой вопрос — что такое хороший сайт?.
Тут следует сделать некоторое отступление и подробнее взглянуть на тонкости прохождения проекта. Обязательной частью предварительных переговоров является изучение специфики, организации и стоящих задач бизнеса заказчика в целом. Это — как в дзенской философии: если хочешь понять "часть", то смотри "в целом". Приходится понять общую ситуацию и только на основе неё формировать и корректировать требования к самому сайту, его функциональности и стоящими перед ним задачами и плану развития проекта. И именно на этом этапе закладывается весь последующий процесс создания сайта и его будущая эффективность.
И очень многое зависит именно от заказчика, его искренней заинтересованности в изучении существующих возможностей и получении результата. И только потом, на сновании подробных взаимных консультаций, рождаются требования к сайту, его функциональности и будущей политики развития. Это волшебный процесс, когда опыт обоих сторон умножается, и в результате становятся видны требования к будущему проекту. Именно здесь зарождается успех будущего сайта (вполне экономический).
Ещё одним достоинством искренней заинтересованности "хорошего клиента" является то, что устраняются различные "личные" мотивы. Прекрасно, когда заказчик на первое место ставит общую цель создания сайта. Он думает не о том, что нужно лично ему, а о том, что нужно будущим посетителям сайта (тем, кто своими деньгами делает его бизнес успешным!). Когда личные предпочтения отходят на второй план и главным становится функциональность и эффективность. Я имею в виду психологический феномен (часто — разрушительный феномен) личностного отношения к большой аудитории, когда перед будущим владельцем сайта возникает ситуация: "я и аудитория", вместо "мой бизнес и его целевая аудитория". Именно этот момент является характеристикой "хорошего клиента" — он точно понимает, что приносит ему деньги.
Если взглянуть на всё вышесказанное, то можно понять моё скептическое отношение к часто встречающейся ситуации, когда разработчики начинают сразу задавать вопросы заказчику о том, что должно быть на сайте (наверное, вам уже приходилось заполнять брифы с абстрактными вопросами?). Учитывая свой опыт (более 100 проектов), мне очень редко приходилось встречать заказчиков, чётко представляющих все особенности и возможности интернет-технологий и хорошо понимающих специфику технологий.
Есть ещё один важный момент. В большинстве случаев, с разработчиком общаются не сами директора компаний, а их менеджеры. Нет ничего страшного, если менеджер является действительно искренне заинтересованным специалистом, чётко представляющим специфику бизнеса компании, имеет возможность принимать решения, и заинтересован в успешном результате. Но если он не может самостоятельно принимать решения, то весь процесс создания сайта проходит через ряд согласований с руководством и может возникнуть ситуация "испорченного телефона". И мне приходится "сглаживать" ситуацию, в которую попадает менеджер ("между двух мнений") лишней документацией или дополнительными консультациями.
Казалось бы, что моя позиция, относительно понятия "хороший клиент", должна быть проста — выполнять требования заказчика, устраняя лишние проблемы и согласования. Но тут есть важный момент... Я искренне заинтересован в максимальном качестве будущих проектов! Именно по проектам в моём портфолио обо мне судят будущие заказчики. Именно от эффективности реализованных проектов зависят рекомендации моих клиентов.