Аналитическая статья 2001 (!) года с дополнениями и комментариями последующих лет, отрожающая процесс развития доступности "последней мили" в Москве. |
По роду деятельности, мне приходится постоянно просматривать много информации о рынке web-development в России, сравнивая её с ситуацией на Западе. Огромная шумиха и вложение средств в 1999, кризисы и крахи проектов в 2000-м, новые сервисы и перспективы развития в 2001 году. Ожидания свежих финансовых вливаний, многообещающая аналитика и устойчивый спрос на Интернет решения для бизнеса. Множество статей об эффективности и перспективах развития B2B, огромном потенциале Интернет рекламы, который вот-вот вырвется на новые высоты. Устойчивый интерес к Интернет маркетингу породил большое количество статей, книг и различных услуг. Термин E-коммерция уже часто встречается в СМИ.
Дело не в том, что это всё пустые слова и за ними ничего нет. Я прекрасно знаком с технологиями создания подобных решений и их реальными возможностями. Анализируя различные схемы интеграции web технологий под задачи обычного бизнеса, я с интересом увлекаюсь возможными перспективами их применения в будущем. Но все перспективы подобных решений, прогнозы их развития и привлечение инвестиций часто основаны только на прогнозе роста аудитории!
Но есть одно но…. У любого дела есть то, на чём оно основано. Та подводная часть айсберга, которая даёт возможность его верхушке сверкать на поверхности. А основой развития Интернета является количество его пользователей. Именно большая общая аудитория пользователей делает экономически оправданной рекламу (создание сайта), нацеленную на небольшую или специфическую группу. Именно количество пользователей в Интернете, делает его значимым для бизнеса. А какова особенность российской аудитории? Она малочисленна.
Ещё одна особенность, региональная сосредоточенность пользователей. Большинство живёт в Москве и Питере, а остальная часть плавно сосредоточена по крупным городам. Что исключает интерес регионального бизнеса к Интернет аудитории.
Откуда возникла такая ситуация? Да всё просто — недоступность выхода в Интернет для большинства населения! Основному большинству населения цены регулярного или скоростного доступа в Интернет просто недоступны (опять вспомним добрым словом среднюю заработную плату). Цены у провайдеров не снижаются уже давно. Снижение повременных тарифов компенсируется отменой Unlimited, так популярного у населения (из-за возможности выхода нескольких пользователей через прокси).
Наблюдая данные статистики, заметно снижение темпов роста аудитории. И увеличение общего количества пользователей за счёт тех, кто выходит в Интернет не регулярно (и очень не регулярно, раз в месяц или раз в неделю). Такие прогнозы роста совершенно не радуют. Интерес рекламодателей к таким пользователям весьма сомнителен. Как можно представить работу с такой аудиторией? Нет, я то могу представить способы её охвата, но это только небольшой процент пользователей. А как её будет планировать менеджер по рекламе?
Вот пример: многообещающий заголовок в последнем номере "Мир Интернет" (май 2001 г.) — "Нас в Рунете 18 миллионов", основанный на данных Monitoring.ru. Но это данные численности пользователей, которые побывали в Интернет хотя бы раз в году! Какому бизнесу интересна такая аудитория? А вот реально существующая постоянная аудитория (от 3 часов в неделю и больше) всего 900 000 человек! На всю Россию! Это значит, что аудитория практически не растёт (в сравнении с тем же периодом 2000 года). И сразу становятся понятными провалы 8 из 10 крупных Интернет проектов — они рассчитывали на те прогнозы роста численности аудитории, которые давали данные 1999 года. Конечно, есть немалая доля просто маркетинговых ошибок, но фактор недоступности Интернета для большинства населения всё же, по-моему, основной.
Теперь взглянем на собрание великих мужей Интернета на РИФе (Российский Интернет Форум) и их доклады. Сколько сравнений с Западом... Но самое интересное — это взгляд докладчиков РИФа на факторы, которые тормозят развитие Интернет и е-комерции в России: раздутый штат IT-компаний, высокая стоимость программ, недоверие большинства населения к новым технологиям и т.п. И главное, что Интернет считается легко доступным сервисом для населения России.
Кому доступным? Тем, кто выступает в подобных форумах? А я смотрю на это с позиции моего окружения. Основное большинство моих знакомых имеет компьютер и знакомы с Интернетом (на работе, пока начальство не видит). Они бы с радостью имели постоянный и скоростной доступ из дома, но единственный фактор, который их останавливает — цены! Для обывателя, не рассматривающего Интернет с профессиональной точки зрения, это достаточно высокие регулярные расходы.
Лично у меня ситуация другая — Интернет для меня работа и средство существования. Да и выбор доступа в Интернет большой (есть компьютерная сеть в микрорайоне, есть спутниковый Интернет в доме, есть модем). Но всё это результат деятельности очень инициативных групп пользователей (в большинстве случаев с хорошим доходом), но никак не общая тенденция развития Интернет-технологий. И даже в такой ситуации, цены не позволяют сделать Интернет массовым. Даже для Москвы — он доступный, но не массовый.
В основе всего лежит, конечно, не ценовой беспредел провайдеров. Наверное, есть сугубо экономические причины, которые формируют их политику. И одна из проблем — отвратительные технологии связи. Я не вижу стремления телефонных компаний вырваться на рынок услуг Интернет доступа, нацеленных на обычных пользователей с небольшими средствами. И маркетинговые программы более актино нацелены на услуги для организаций. А цены ISDN или ADSL телефонии так же не снижаются, да и быстрого выхода её на массовый частный сектор тоже не предвидится.
Для сравнения, я обратился к знакомому в США с просьбой прокомментировать ситуацию с "доступностью" Интернета у них. Услуги повремённого доступа в Интернет (через модем) практически не существует для основной массы пользователей, вернее — она существует, но не пользуется большим спросом, как в недавнем прошлом. Dial Up стоит около 20$ в месяц за неограниченный (действительно неограниченный) доступ 24 часа в сутки. Но большей популярностью пользуется DSL — высокоскоростной доступ по кабельному модему. Стоимость около 40$ в месяц. Именно такой вариант подключения становится массовым для большинства пользователей. Я не уточнял, есть ли какие то ограничения, но судя по ответу моего знакомого — ограничения только по скорости подключения. Понятия "ограничения по трафику" поставили его в тупик). Эти цены на много ниже наших, а в сравнении с их заработной платой — вообще смешные! Именно подобная ситуация, по моему, и делает Интернет массовым, а его сервисы востребованными и популярными.
Вот ещё один интересный пример для сравнения, но уже из Европы. Я был в гостях у знакомых в Германии и помогал настроить выход в Интернет из частного дома. Стандартное решение для России (выход по Dial Up) оказалось самым быстрым вариантом. Был модем и местный провайдер присылал счёт по результату. Цены смешные (даже с учётом того, что семья имеет средний доход). Когда возникла необходимость найти телефонный провод, я обнаружил коробку ISDN маршрутизатора. На вопрос, как давно он здесь установлен, они не смогли точно вспомнить, но сказали что очень давно и что такие во всех домах. И это не в большом городе, а в провинции! Но самое интересное было на следующий день после первого модемного выхода в Интернет. Утром приехала машина (кажется почтовая) и доставила конверт. В нём куча красивых бумажек и различных схем от местной телефонной компании. Они подробно объясняли, что выходить в Интернет по модему (оплачивая услуги конкурента) очень невыгодно. Прилагались подробные описания достоинств и наглядные экономические схемы, доказывающие выгодность работы именно со своей телефонной компанией. Даже прилагалась схема подключения роутера или инсталляции ISDN адаптера в компьютер (как обычная сетевая плата). Просили позвонить, если нужны консультации (техническая помощь и доставка железа за отдельную плату). Кстати, эти адаптеры там есть в любом большом магазине, а вот модемы (для настольных домашних компьютеров) не очень популярны. Напомню, что ISDN — это до 256 Мбит/сек, при свободном телефоне! И это в провинции, хотя это понятие в Германии весьма относительно. И цены, ниже наших, даже с их зарплатой. Я сразу понял, почему они так Интернет активны, даже с учётом того, что население не очень хорошо разбирается в компьютерах.
Вот если бы работники моего телефонного узла так боролись за простых пользователей, тогда бы я с большим энтузиазмом смотрел на перспективы развития Е-коммерции, B2B, B2C и т.п.
Даже если уже сейчас существуют различные виды деятельности, которым необходимо выходить в Интернет и аудитория в Интернет самая "экономически выгодная", массовое развитие экономической активности в Интернет будет зависеть от "последней мили" и её цены.
P.S.
Мне бы было очень интересно узнать мнение человека, хорошо знакомого с рынком телефонии и перспективами его развития. Так же, я бы с удовольствием поговорил с менеджерами провайдеров. Очень хочется разобраться...
P.P.S.
Последние данные статистики (Январь 2002 г.) говорят, что российская аудитория выросла в 1,5 раза за 2001 г. Это уже обнадёживает, но... В этом я бы хотел поблагодарить скорее телевидение, средства массовой информации (в том числе и рекламу) и даже правительство. Уж очень часто и настойчиво слышится слово Интернет. Но ситуация с последней милей практически не изменилась! А интернет рекламщики уже заговорили о новых перспективах.
P.P.P.S.
2004 год... Свершилось! Поток предложений со скоростной "последней милей". Во всяком сучае — в Москве. Резкое изменение ситуации на рынке возникло поле появления "СТРИМ" от Точки.ру. И вот теперь у меня на столе лежит много рекламных объявлений. Предложения от 2 местный сетей, сообщение от провайдеров о том, что мой дом подключён к оптоволоконной сети и есть большой выбор вариантов скоростного доступа в Интернет, разумеется - и "СТРИМ" уже работает. А ещё — два предложения о бесплатном подключении от других известных компаний. Но, что самое главное - цены. Они снизились! И значительно.
Но вот, что меня больше всего радует. Мне приходится постоянно общаться с клиентами и анализировать специфику спроса и продаж именно через Интернет. И с сентября 2004 года (после сезона летних отпусков) у многих клиентов наблюдается резкий "скачок" продаж через сайты (которого не наблюдалось в прошлом году). Тут всё же две причины: одна — у наших клиентов есть сформированные методики продвижения сайтов (и постоянные консультации), другая — именно мощная рекламная акция от "СТРИМ" и ответные предложения по скоростному доступу от других компаний (по схожей цене). Подключения для обычных пользователей. А еще — постоянный рост процента Московской аудитории посетителей (каждый месяц). Я рад...