Статья 2003 года, но описанная здесь поведенческая модель актуальна даже сейчас.
Web дизайн является одной из форм такого направления как communication design. Если представить смысл всех этих технологий, то его конечной целью является именно контакт с той аудиторией, на которую и были рассчитаны все те усилия, которые вложены в создание и продвижение вашего сайта. Именно сам факт обращения к вам клиента или покупателя (через различные способы контакта) и является желанной кульминацией всего процесса предоставления информации, необходимой вашему клиенту. И если учесть всё вышесказанное, то трудно не отметить важность организации способов контакта на сайте.
Учитывая опыт проведённых проектов по созданию сайта, вспоминается многочисленные переговоры и весьма "прохладный" подход заказчиков к проработке вопросов организации контактной информации на сайте:
- Ну, ...и раздел "контакты" с телефонами, схемой проезда и E-mail адресом...
Это обычная фраза для заказчика. Но почему так много сайтов, в которых организация контактной информации именно на ней и основана? Их же создают не сами заказчмки, а разработчики сайтов.
Разумеется, организация подачи контактной информации на сайте зависит от специфики каждого конкретного проекта и его функциональности. Например, на сайте с каталогом продукции контактом может являться и обычный заказ товара со страниц каталога или покупка товара с помощью корзины заказов или платёжной системы в интернет-магазинах.
В некоторых ситуациях, у посетителей сайта могут возникнуть трудности с самим процессом контакта в виде формирования своих требований. Например, в технологических и производственных процессах, для получения точного ответа, бывает необходимо предварительно заполнить "опросный лист" при заказе и даже — выбрать различные формы его заполнения (для различных ситуаций). Или же посетителям может быть непонятен сам процесс прохождения заказа. Тогда необходима пошаговая и понятная информация о том, как осуществить заказ.
Но, даже при самой простой и вполне логичной схеме прохождения контактов с сайта, возможны скрытые трудности. Вот небольшой пример. Заходит ко мне знакомый с целью "по-быстрому" найти в Интернете необходимую услугу. Так как я подключён постоянно — это обычная ситуация в моей жизни, которую я использую для небольших "исследований". Быстро находим несколько подходящих сайтов (разумеется, все сайты являются конкурентами) и в разделах "контакты" видим несколько различную организацию подачи способов контакта. И мой знакомый заполняет свой запрос (это был не заказ, а скорее вопрос), но делает это только на 4 сайтах из 9 — только там, где есть почтовая форма отправки сообщения!
На мой вопрос: ... почему не на остальных, через обычный e-mail, он отвечает, что у него почта на www.mail.ru и, чтобы отправить письмо, ему нужно зайти на их сайт, ввести логин и пароль, потом заполнить e-mail адреса фирм ("собирая" их с разных сайтов), а это долго и ему некогда...
То есть — он пошел самым простым и удобным для него путём! Показав стандартную поведенческую модель интернет пользователя. А компании, на сайтах которых были размещены обычные e-mail адреса — остались без клиента! А получили его те, кто разместил на контактной странице почтовую форму, прямо в которой он и отправил своё сообщение со своим почтовым адресом в специальной строке.
Пример контактной формы для быстрой отправки сообщений:
Я, конечно, понимаю, что всегда есть способ настроить свою почтовую программу под бесплатный почтовый сервис, но многие просто не вдаются в такие детали. Они поступают так, как им проще. Люди ленивы и на такой "лени" основаны многие поведенческие модели в интернете. И те компании, которые подумали об этом "ленивом" пользователе на сайте получили вполне реальную возможность получить и его деньги в ближайшем будущем (далее, всё будет зависеть от оперативности и словарного запаса менеджеров, которые будут писать ему ответ).
Потом, я ещё некоторое время обдумывал эту ситуацию и уже сам смоделировал ещё несколько ситуаций, в которых почтовая форма на сайте просто необходима. Особенно, учитывая такую распространённость бесплатных почтовых сервисов среди нашего населения и конспирацию, при использовании Интернета в личных целях на рабочем месте. А также — паническое беспокойство о распространении конфиденциальной информации в виде реального e-mail или своего телефона. Я и до этого случая старался всегда организовывать почтовые формы на создаваемых сайтах, но, столкнувшись с такой ситуацией, теперь буду обязательно рекомендовать их своим клиентам!
P.S. Вот так обычная жизненная ситуация превратилась в небольшое исследование с вполне конкретными и важными выводами.