Web Тактика: создание и развитие сайтов | +7 916 555-90-78  

Реклама в Интернете (Январь 2001 г.)

Долго анализировал ситуацию с рекламой в Интернете. Изучал подходы и мнения различных участников рекламного рынка - от мелких торговцев накопленными показами, до сформировавшихся лидеров рекламы. Но все эти изучения возможностей, сборы данных статистики, анализы представления различных видов бизнеса, переговоры, партнёрские программы, коммерческие предложения и т. д., не сравнятся с мнением пары клиентов, которые уже прошли через эту рекламную "карусель" по разному пути. Один с "частником", умеющем всё (или почти всё), а другой - с солидным рекламным агентством. Нет, положительные результаты рекламы, конечно, есть у обоих, но... Что в начале "эксперимента", что в конце - полная неуверенность и отсутствие каких либо гарантий и конкретной информации.

Теперь, некоторые выводы, но только предварительные (этот рынок так быстро меняется)!

Планирование рекламы - это самое основное, при таком количестве различных возможностей. Не нужно просто покупать"показы" (или "покупаться" на показы). Медиа-план, который основан только на прогнозе динамики посещаемости (даже если есть серьёзные доводы о целевой аудитории) можно смело выкинуть. Хотите долгосрочного и надёжного результата - анализируйте и планируйте. И требуйте разнообразной и подробной информации до рекламы, во время рекламы и после рекламы.

Рекламный бюджет. Информация стоит достаточно дорого. И та, которая нужна вам (данные статистики, анализ ситуации в Интернет, анализ вашего предложения, анализ необходимых комплексов действий, отчёты и т.п.). И та, которую хотите дать вы - ваша рекламная информация для большой аудитории (иногда узкой, но конкретной...). По этому, минимальная сумма, способная принести результат (более менее обнадёживающий) - это 2000 у. е. НО!!! Это среднестатистическая сумма рекламного бюджета. Бывают различные виды деятельности, различные задачи и целевые аудитории. Некоторые могут увеличивать бюджет, но не получать ни какого результата, другим же можно легко побеждать и с более мелким рекламным бюджетом. Ещё раз смотрите пункт первый... В большинстве случаев я слышал от клиентов, что они хотят просто попробовать с небольшим бюджетом. Извините, что попробовать? Попробовать в пустую потратить деньги и получить отрицательный по эффективности результат? Я могу предоставить много других интересных способов развлечений. Нормальные разработки, анализ и хороший результат не могут быть "попробованы" за 300 - 400$ (в большинстве случаев...). Вы скажете, что цена определяется только количеством посетителей в момент рекламы? Нет! Это вообще достаточно относительная цифра, при грамотном планировании и разработке рекламной политики. Вот только, сколько из этой суммы уйдёт на оплату собственно рекламы, а сколько агентству? В США, например, все заказчики знают, что рекламное агентство возьмет себе 15% за работу от суммы рекламного бюджета (не больше, но и не меньше!) - открытая архитектура ценообразования.

К кому обратиться? А это всё равно, главное к профессионалам и обязательно к тем, кто дорожит своим именем. Как узнать профессионала? Если от вас слишком многого требуют (материалов, информации, статистики), если постоянно что-то спрашивают (о вас, ваших конкурентах, ваших товарах и услугах), если предоставляют открытую архитектуру ценообразования (объясняют, что и сколько стоит, почему и сколько конкретно возьмут себе за саму работу), если готовы предоставлять отчёты (и спрашивают разрешение на их использование), то это хорошие ребята и с ними выгодно дружить! А если сразу спрашивают про бюджет, если через час (день) выкладывают стандартный медиа-план, если говорят о стоимости баннеров и забывают спросить о свойствах товара, если легко опускают планку цены, если стремятся выставить цену "за всё", то это вам повод нахмуриться... Хотя, можно конечно, "попробовать"... :)

Но есть один момент... Реальная история: есть постоянный приток клиентов, которым нужна реклама и мы обращаемся к лучшим рекламным службам. Ставку на большой доход с рекламы мы не делали (другой спектр деятельности), но предоставить клиентам лучшие рекламные возможности (по подходящей цене) просто обязаны. Разумеется (после небольшой проверки нашей солидности), получаем хорошие партнёрские проценты и программы (мы покупаем только "время" и таргет). Но! Попытки получить конкретную информацию для анализа и планирования, статистические данные, конкретные цифры (более 15 вопросов), остались безответными! Нет, это не "секрет фирмы", как я подумал в начале. Мы решили "сдать" двух своих клиентов (готовых к рекламе) и попросили подготовить предложение. От известного агентства Интернет рекламы я лично ожидал большего... И отговорки о том, что маркетинговые отделы фирм рекламодателей не хотят делиться информацией, выглядят не убедительно! Маркетинговые отделы всегда готовы обмениваться взаимовыгодной информацией, тем более что имён и названий никто не указывает, достаточны данные по видам бизнеса. Вы скажете, что это закрытая информация?

Чушь! На Западе весь рекламный бизнес использует подробные отчеты, которые ежегодно публикуются различными независимыми агентствами по различным отраслям и сферам деятельности. Ежегодные справочники наполняются информацией, которую сами фирмы и посылают в обмен на другую информацию от этих агентств. Это как общегосударственный клуб обмена маркетинговой информацией (в основном сухими цифрами). Хотя - это рай для налоговой, а у нас есть свой национальный вид спорта - уход от налогов! А вообще - перед своим рекламным агентом нужно быть искренним как на исповеди! И перед дизайнером тоже :) Они вам добра желают и процветания (это им выгодно).

Где рекламироваться? Смотрите пункт первый... Но! Немного обзорной информации (хотя, мне с моей высокой горы некоторые детали не очень заметны...:) После августа 98г. появился мощный спрос на Интернет рекламу. И появилось предложение... Больше спроса - больше предложений! Но откуда? Аудитория, конечно, растёт, но не такими большими темпами, а баннеры показываются на конкретных сайтах... Вот! Заметили, сколько появилось супер экстра крутых мега порталов? Вся их структура рассчитана на показ баннеров! И когда накапливается куча показов, то её готовы продать уже за любую цену. Не заботясь о качестве рекламного места, условиях и сервисе - главное количество! Обратите внимание - бурный рост количества мега порталов вызвал такой же быстрый спад цены за 1000 показов! Реклама стала дешевле? Почти нет! Хотя "чёрный рынок" предлагает совсем смешные цены. За этими ценами нет (в большинстве случаев) эффективности! Вы заметили, что такие рекламные киты как Rambler и Yandex т.п. крутят на своих страницах большой процент рекламы самих себя (а вернее своих сервисов)? Это они не дают ценам совсем упасть и упорно держат марку хорошей рекламы (проклиная мегапортальщиков). Именно по этому два почти независимых рынка "рекламного времени" (деловая реклама и порно реклама) быстро делится на три независимых сегмента (деловая реклама, порно реклама и "куча бестолковой рекламы по кусочкам").

Так что главное в этом вопросе? Аудитория и возможности её формирования (таргета)! Ждём появления единых агентств скупки этого лоскутного одеяла, его систематизации и перепродажи в виде "благородного товара" с сервисами, надёжностью, отчётами и т .п. А также, появления большего количества настоящих тематических порталов с качественной информацией и умными рекламными службами (а главное - не халявщиками, а трудолюбивыми работниками рекламной индустрии).

С чего начать? Вообще то - с себя! Со своего товара или услуги, со своих конкурентов, со своего сайта и информации на нём. Но главное - с уважения тех, кому эта реклама предназначена! Больше думайте о них, любите их и, обязательно, уважайте. И когда встанет вопрос о рекламе, не нужно спрашивать себя: ПОЧЕМУ они не идут? Лучше спросите: почему ОНИ не идут?

А по поводу клиентов, которые уже попробовали Интернет рекламу... Это как первый прыжок с парашютом...

- Ну как?
- Круто!!!
- А что круто?
- ...Да вообще-то я не понял, надо ещё прыгнуть!

И ещё, несколько стратегических советов от легендарных гениев рекламы:

"...Когда все кричат, может, лучше говорить шепотом?"
(Хел Пэтрик Райни. 16 премий "Клио", 13 премий "Энди", "Гран-при" Канского фестиваля рекламы и др.).

"...Неудивительно, что к рекламе, которая подходит к людям, как к однородной массе, существует недоверие. В наши дни лучшие примеры рекламы обращены к индивидуальным потребностям - к непреодолимой потребности быть самим собой."
(Джон О'Тул - без комментариев...).

"Не должно быть "проходных" работ - если работа недостойна быть представлена потенциальному заказчику, то не стоит и заниматься ею!"
(Джейн Кайет. "Гран-при" Канского фестиваля рекламы, Титул "Г-н Реклама года" рекламной ассоциации США).

"...Сердечные струны привязаны к замочку кошелька..".
(Томас Джу Баррелл. Удостоен звания "Человек года" обществом работников рекламы Чикаго. Клиенты - МакДональдс, Кока-кола... продолжать?).

"...Почему я работаю в жанре комедии? Потому что в жизни не так уж много серьезного. Как можно серьёзно относиться к туалетной бумаге?"
(Джо Сэдельмейер. 50 наград "Клио", умудрялся одним роликом поднимать продажи на 15%).

...Если вы не добились продающего эффекта заголовка, вы потеряли 90% успеха рекламы!
(Дэйвид Огилви - без комментариев...).

P.S. Извиняюсь за то, что статья получилась такой большой. Но я не стану разбивать её на несколько страниц - мне не нужно показывать вам много баннеров :)

P.P.S. Напоминаю, что статья написана в январе 2001 года. В настоящее время стоимость рекламной компании на много ниже. Но увеличения спроса на Интернет рекламу по-прежнему не видно. Стоимость показов немного снизилась, зато статистика показывает, что средний CTR баннеров заметно снижается. Отсюда появление новых технологий рекламы. Но! По-прежнему основная политика рекламных агентств - увеличение количества посетителей (любой аудиторией). А вот сервис практически не изменился. Комментарий на октябрь 2002 года.

P.P.P.S. По данным Internet Advertising Bureau. Интернет- сайты США в третьем квартале 2002 года получили $1 млрд. 470 млн. дохода за счет продаж своих рекламных возможностей. Это несколько больше, чем во втором квартале, но на 18% меньше, чем заработали интернет-сайты за аналогичный период прошлого года. Любопытно, что 15 наиболее крупных интернет-порталов США отметили 66 - процентное увеличение объемов продаж рекламы (скоее всего - за счёт уменьшения объёмов продаж на более мелких ресурсах).

Маркетинговая фирма InternetNews прогнозирует, что в 2003 году объемы продаж интернет-рекламы в США возрастут на 6% и достигнут $5 млрд.

P.P.P.P.S. Комментарии на декабрь 2004 года. Всё!!!
Можете забыть о массовых показах своих баннеров. В большинстве случаев, самыми эффективными и рентабельными из вариантов баннерной рекламы считаются рекламные компании в поисковых системах - это показы ваших баннеров или текстовой рекламы под конкретные поисковые запросы. Есть ещё два направления баннерной рекламы - имиджевая (много баннеров, как можно большей аудитории, работа на узнаваемость), и реклама на тематических ресурсах под конкретную целевую аудиторию (была всегда и не умрёт никогда). Но ни один из двух последних видов рекламы не сравнится по эффективности с первым - рекламой в поисковых системах под конкретные целевые запросы.

Внимание! Сама специфика продвижения сайтов уже значительно изменилась по сравнению с началом 2001 года (когда я написал эту статью). Проведение рекламных компаний с показом баннеров уже не является основным методом продвижения сайта. Компании, стремящиеся "захватить" спрос целевой аудитории в Интернете, усиленно работают над удачной индексацией сайта в поисковых системах. А это - уже сложный комплекс действий (требующий комплексной поддержки сайта), который не всегда даёт быстрые (как рекламная акция) результаты. Зато - эти результаты достаточно стабильны и постоянны, и обеспечивают регулярность продаж. Комплекс этих действий затрагивает все этапы создания и существования сайта. Стоимость специалистов в области продвижения сайтов очень быстро растёт! Так как растёт спрос именно на этот вид продвижения сайта (т.к. растёт количество компаний, узнавших на себе его рентабельность и эффективность). Но повышение спроса породило и другую сторону медали - более 50% рынка предложений подобных услуг (по продвижению сайта в поисковых системах) основано на некомпетентности заказчиков в данной (достаточно сложной) области рекламы. Существует очень много примеров, как прямого обмана заказчика, так и использования недопустимых способов продвижения сайта (запрещённых самими поисковыми системами). И последствия подобных "услуг" могут иметь для сайта более печальный результат, чем неудачная рекламная компания - запрет к индексации сайта самими поисковыми системами.


Отправьте ваш запрос с указанием телефона для обратного звонка: