Описание моего кейса ещё из 2000 (!) года. К сожалению, в современной ситуации уже практически невозможна ситуация выхода на целевой спрос в любой конкурентной тематике с помощью плана информационной политики сайта для обычной секретарши. А тогда — просто пиши контент (+ правильная CMS) и ты лидер поискового спроса. |
Перед Новым Годом позвонил мне старый знакомый (не виделись больше 2 лет):
— Говорят, ты Интернетом занимаешься?
— Ну, вроде того…
— Тут такая проблема: у меня есть сайт, но никакого толку. Денег он не приносит. А у конкурентов тоже есть сайт, всякие штучки на нём, но в принципе — то же самое. Думал просто "чтоб был", но удалось поговорить с человеком из их конторы. Они снимают треть заказов с сайта! Как это?
— Приезжай (через супермаркет) посидим, подумаем, всё поймёшь….
Оказалось. Его сайт сделали хорошие ребята (по его мнению) — сделали все, как просил: дизайн (логотип крутиться, кнопки мигают), о фирме, адрес, прайс-лист, картинки. И главное — не дорого.
Начинаем разбираться. Целевая аудитория в Интернет прекрасно подходит. У свойств товара есть небольшие сложности, но эта задача — как раз под Интернет. Ситуация с запросами в поисковиках ужасная. Индексации его сайта и отдельных страниц с него нет, хотя конкурентов в выдаче достаточно. Сайт-то есть (странички показывает при заходе), но его никто не находит и сайт ни о чём (как рекламное объявление с телефоном). Результат, сайт есть давно, а звонков и почты нет — сайт не работает!
Изучаем сайт конкурентов в ТОП поисковой выдачи. Ну, всё как положено — сайт разбит на отдельные направления (для оптовиков и розничных покупателей) с информационной поддержкой и подробной документацией. Несколько хороших статей о свойствах товара "стимулирующих" продажи (данные исследований). И есть сравнительная таблица цен — это хитрый ход, когда свои цены ниже (пусть даже не на много!) Страницы имеют параллельную навигацию по точкам принятия решений ("смотрите также", "заказать", "позвоните — вас проконсультируют"). Прайс-листы разбиты по группам и разделам. Информационный раздел и блоки вопрос-ответ. Формы заказов. Обязательный "нижний подвал" (блок контактной информации) на каждой странице, есть версия для печати у каждой страницы — вдруг её распечатают. Но самое главное — это поисковая оптимизация сайта конкурентов и его удачная индексация в поисковых системах. Смысловые запросы целевой аудитории приводят к появлению страниц сайта-конкурента на первых или вторых страницах ответа поисковиков, а пользователи (которые находят сайт по этим запросам) и есть те самые реальные и заинтересованные клиенты. И такой целевой спрос — самый эффективный в интернете. А задача сайта — это выйти на этот спрос.
Пришлось долго объяснять, что такое релевантность, индекс цитирования, индексация. Вспомнили учебники по маркетингу и организации продаж и совместили их с прекрасными возможностями Интернет. Сформировали задачи, организационные требования, важные особенности в web дизайне и технические требования к нему. Пришлось провести краткое введение в "удобопользуемость" (Usability). Обсудили возможности проведения рекламы и её отличия от обычной рекламы. Подсчитали себестоимость.
Результат:
Мой собеседник понял, что его личное представление о возможностях Интернета совсем не соответствует реалиям действительности. Заказывая сайт, он не рассматривал Интернет как реально работающую систему, с определёнными и конкретными возможностями. Для него Интернет был непонятной средой и рассматривался как некая РЕКЛАМНАЯ ПЛОЩАДКА с неясной эффективностью. Обычный off-line подход: сайт — как рекламное объявление, Интернет — место размещения "объявления" (сайта).
Используя подобный примитивный взгляд на технологии, он и формировал требования к "хорошим разработчикам", а затем — оценивал полученный результат. И подобный подход встречается в большинстве случаев! Но Интернет — это огромное количество других возможностей, множество способов предварительной аналитики спроса и конкуренции, формирования последовательности планов развития сайта.
Мой знакомый сделал выводы, а мне стало интересно, что он теперь думает о своём сайте, "хороших" услужливых ребятах (его сделавших), и своём первоначальном подходе к созданию сайта. Ответ был не очень литературным…
Но они же сделали именно то, что ты сам просил! А главное — дёшево!
Пошли дальше. Объяснил (на пальцах) функциональные возможности систем управления сайтом (CMS) и автоматизации сайта, понятия Front Office и Back Office, организацию взаимодействия с клиентом через сайт. Проведение заказов, платежей и существующие возможности по доставке. Обсудили возможные риски. Возникла интересная ситуация:
— Всё это хорошо и удобно, но у меня нет персонала, который способен поддерживать и управлять подобными штуками. А платить "крутым компьютерщикам" хорошую зарплату, не зная точных будущих доходов от сайта, я не рискну.
— Правильно, не нужно рисковать. Хорошая система управления сайтом, это когда им управляет твоя секретарша, в любой момент с любого места. Она умеет на компьютере работать? Word знает?
— Ну, так, средне. Документы напечатать, почту снять, ответить на письма, прайс-листы составить…
— Этого достаточно. Сломать она ничего не сможет — CMS система не позволит. А пошаговый план информационной политики для сайта, обучающий семинар с персоналом и методические материалы по развитию сайта (инструкции с картинками) будут в составе проекта.
Интересная реакция была позже — секретарша управляет большим сайтом? И не надо зарплату повышать? И не надо специалистов брать на работу? И эта ситуация будет постоянно, пока есть такой сайт! И мой знакомый сам сформировал своё отношение к стоимости подобного сайта, руководствуясь новыми взглядами на Интернет и его возможности.
А потом мы пошли на кухню и приступили "к работе с документами", принесёнными из супермаркета.