Web Тактика: создание и развитие сайтов | +7 916 555-90-78  

Воронка продаж

Сам термин воронка продаж родился ещё в 20-х годах прошлого века (т.н. «Эра Торговли» в США и Европе) и применялся для объяснения различных механизмов продаж, с привязкой к ещё более ранней модели AIDA (Attention, Interest, Desire, Action) — внимание, интерес, желание, действие. Где только действие и являлось самой ПРОДАЖЕЙ как таковой.

В начале века критиковались попытки упростить и превратить в "научность" совершенно разнообразные ситуации с продажами в различных областях (часто несравнимых и не похожих).  Но упрощённые правила продаж были взяты на вооружение маркетологами, а затем получили популярность уже в рекламном менеджменте.

Термины пользовались популярностью в различных образовательных курсах маркетинга, так как в "Эпоху Торговли" промышленная революция породила множество товаров (конвейерное производство), но уничтожила много рабочих мест и специальностей. Массовая безработица заставила пойти в торговлю большое количество неквалифицированных людей. Их нужно было быстро превратить в продавцов коммивояжеров – обучить минимальным навыкам продаж. На быстрых курсах усвоить несложный принцип A.I.D.A. (+ воронка продаж) и отправить их колесить по стране с каталогами товаров (пробниками, демонстративными образцами), стучаться в дома в поисках заказов.

Воронка продаж и AIDA в начале 20-го века

Я впервые столкнулся с термином AIDA в большом учебнике «Современная реклама» Кортленда Бове и Уильяма Аренса, но в контексте «истории рекламы». Разумеется, в методических материалах мирового бестселлера рекламного менеджмента (даже поздних изданий 90-х годов) не присутствуют прикладные модели с устаревшими терминами из начала 20 века.

Термины A.I.D.A. + воронка продаж всплывали на протяжении прошлого века, с приходом каждой новой технологии: радио, телевидение. Сформированные под них рекламные модели опять использовали старые термины – когда появлялись определённые сегменты: «магазины на диване», «телемагазины» и т.п.

Ну… ещё можно понять, что в начале прошлого века, когда AIDA вдалбливалась в головы малообразованным коммивояжёрам (быстрые курсы), которые потом ездили по стране и стучались в дома домохозяек, убеждая купить свой товар. Но в 21 веке, во времена интернета? Когда существует множество аналитических данных, статистика и сервисы для работы с ними. Когда могут существовать десятки моделей спроса даже на один товар и есть прямой удобный целевой спрос на поиск цены конкретного товара (прямо с карманного смартфона). Очень часто в современных статьях об интернет маркетинге термин воронка продаж является предметом "разговорного жанра" между заказчиком и исполнителем (как в начале прошлого века).

Критика устаревших моделей есть у "отца рекламы" Девида Огилви (основателя крупнейшего рекламного  агентства «Ogilvy & Mather») в его книге «Огилви о рекламе». И эта критика не случайна – так как до открытия своего знаменитого агентства, он сам был таким коммивояжёром и хорошо знал, что критиковал. Он сам писал обучающие методички для других продавцов, так как "стандартные" модели не работали уже тогда. Так же, как потом критиковал и культ «креативности» и любые другие элементы «разговорного жанра» в менеджменте, уводящих от решения конкретных задач.

Так как основа большинства "воронок" — размер рекламного бюджета, то хорошо подходят слова Девида Огилви: «Производитель, который потерпит неудачу, подобен оппортунисту, который впустую тратит доллары своего рекламного бюджета на краткосрочный промоушен».

И вот, с приходом интернета, вновь появляется схема "воронки продаж", которая подкупает своей простотой в объяснениях для "некомпетентного" заказчика.

Вы могли видеть её – начиная от стандартной воронки AIDA:

воронка продаж AIDA - Attention, Interest, Desire, Action

Можно встретить различные варианты воронок (воронки конверсии, воронки коммуникаций и т.п.), в которых используются различные ситуации:

Количество показов – Количество переходов – Количество звонков – Количество продаж
 
или
 
Осознание – Мнение – Рассмотрение – Предпочтение – Покупка

Есть много ситуаций, когда логично применять данный способ визуализации зависимости для анализа статистических данных. Например: количество посетителей – количество добавлений в корзину – конечное оформление заказов – покупка. Здесь необходим анализ статистики, для понимания возможных причин отказов от покупки и контроля их решения. Например: высокая стоимость, трудности оформления заказа или проблемы интерфейса сайта, отсутствие необходимой информации, проблемы персонала по обработке заказов (звонки, согласования, консультации, доставка, счета и т.п.)… Это стандартная работа со статистикой и персоналом.

А хотите секрет, как моментально улучшить любую "воронку продаж", устранив лишние этапы? Если сможете, то поставьте самую низкую цену на рынке. Одна только самая низкая цена сразу пробудит и внимание, и интерес, и желание :) Сможете обеспечить самую низкую стоимость? Тогда "воронка" сама-собой заработает… А если обманите покупателя с ценой (завысите цену) – то увидите как исчезает любая самая хитрая "воронка продаж", хотя были построены и пройдены все нужные этапы: и внимание, и интерес, и желание... Но высокая стоимость убьёт и внимание, и интерес, и желание (покупать именно у вас).

Но, в подавляющем большинстве случаев, продажа "воронок продаж" в интернете – это когда вам предлагают организовать "посадочную" страницу, для перехода на которую просто купят контекстную рекламу:

реклама --- страница --- лид

А организация выхода в лидеры целевого спроса – это другие комплексные технологии продвижения, где покупка рекламы только часть из различных механизмов продаж.

Можно сформировать свою «индивидуальную воронку продаж»? Да, разумеется. Но всё начинается с подробного анализа вашей конкретной ситуации. Нужно выкинуть все стандартные предложения и начать исследовать свою конкретную ситуацию, специфику спроса, конкуренции, существующих сервисов, изучить специфику лидеров спроса. А предложения с готовыми, стандартными и универсальными «воронками продаж» (из учебников для коммивояжёров прошлого века) нужно оставить конкурентам.

Но большинство начинающих бизнесов всё равно купят «продающую страницу» и будут её рекламировать. Надолго попадая в другую ситуацию, которую я называю: воронка конкуренции

 

Отправьте запрос, указав телефон для обратного звонка:


Отправляя сообщение, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности