2006 год. Обязательный анализ спроса и конкуренции всегда был в моих проектах, но с 2005 года, этот анализ стал обязательной частью каждого проекта с предоставлением заказчикам данных статистики спроса, методическую документацию и семинар для персонала заказчика |
Анализируя опыт предварительных переговоров, по проведённым проектам, складывается мнение, что очень немногие её вспоминают. Большинство заказчиков приходят с "готовыми" идеями того, каким должен быть сайт, какие разделы и с какой функциональностью должны быть на сайте. И такой подход вполне логичен (с первого взгляда). Это их бизнес, и им виднее — какие задачи стоят перед сайтом, и какая у сайта целевая аудитория. Но стоящие перед сайтом задачи и способы их достижения требуют получения данных, позволяющих планировать разработки и политику развития будущего проекта.
Если спросить, почему именно такие требования предъявляют заказчики к структуре и функциональности своего сайта, то многие ответят, что они посмотрели другие сайты и так сделано (нужное подчеркнуть):
- у многих,
- у других,
- у конкурентов,
- у крупных компаний.
Хотите один секрет? Те, с кого они хотят взять пример, точно так же подходили к вопросу создания сайта и также брали пример с других сайтов! По этой причине в интернете всё сайты так похожи. И только web дизайнеры — сами по себе.
Я, конечно, несколько преувеличиваю ситуацию, но подобная тенденция существует. Нет ничего плохого в том, что некоторые элементы функциональности или структуры сайта стали своеобразным стандартом юзабилити (usability). И следовать им просто необходимо, так как результатом станет удобная для пользователя функциональность сайта. Но не стоит терять основное достоинство своего сайта — это ваш проект! Он способен решать именно ваши задачи и именно так, как удобно именно вашей аудитории. Он способен подстроится под особенности именно вашего бизнеса и даже под существующие бизнес-процессы и персонал. А иногда, предварительный анализ спроса и конкуренции позволяет найти дополнительные возможности или идей для вашего бизнеса. Вот вам пример из жизни одного сайта, с хорошим советом
Опасность ошибочных решений в проектах сайтов
Опять вернёмся к ситуации с предварительными переговорами... А если спросить заказчиков с "готовыми" решениями, что вы будете делать, если ваши идеи ошибочны? Многие ответят: исправим или переделаем, сайт...
Стоп! Поймите, сайт — как живой организм. Любые вмешательства в контент, структуру, навигацию и адресное пространство страниц уже существующего сайта могут иметь весьма печальные последствия для его индексации в поисковых системах. Кроме внутренней структуры, сайт "обрастает" внешними ссылками на конкретные страницы с других интернет-ресурсов, связанные с конкретным доменным именем сайта. Бездумное игнорирование (при переделках сайтов) этих сложных зависимостей моментально приводит к накоплению долгосрочных ошибок индексации в поисковых системах. Ломает наработанную годами индексацию в поисковых системах и уничтожает посещаемость целевой аудитории. При этом, технически сайт работает! Никаких технических проблем на хостинге нет. При необдуманных переделках, у сайта возникают маркетинговые проблемы с падением органического трафика (целевой посещаемости) и накопление долгосрочных данных об ошибках в самих поисковых системах. А вот их исправить бывает на много сложнее.
Отсюда вывод:необходимо спланировать способы развития и масштабируемость сайта на будущее. И не только появление новых разделов и страниц, но и развитие его функциональности. А для этого необходимы консультации и хорошее знание существующих технологий и их возможностей. А если сайт будет управляться самостоятельно, то персонал компании должен получить необходимые методические материалы и обучение, чтобы эффективно достигать поставленных целей (по плану, без ошибок и с контролем результата).
Опыт предварительного анализа и реализации web проектов
Ещё раз вспомним желание посмотреть как у других. Вообще-то — это хорошее желание. Вот только нужно отбросить абстрактные сайты и провести анализ всех сайтов конкурентов! Смотрите глазами покупателя! Ему нужен товар (или услуга), ему нужен сервис и удобство. Покупатель бывает в сомнениях и может иметь много вопросов. А сайты ваших конкурентов, скорее всего, у него уже будут открыты в соседних окнах броузера — на расстоянии всего одного клика мыши. Представили ситуацию?
За годы работы над десятками комплексных коммерческих проектов сайтов я проводил предварительный маркетинговый анализ. В архивах проектов у меня накоплены данные статистики, данные поисковых запросов, анализ посещаемости, у меня опыт разработки и развития десятков проведённых проектов. Но главное — я тоже потребитель товаров и услуг (с опытом анализа поведения других потребителей). И я всегда буду на стороне пользователей вашего сайта, при формировании требований к проекту и любых предварительных консультациях.
Понимание технологий и существующие сервисы позволяют анализировать политику сайтов ваших конкурентов. Можно узнать даже того, чего не видно на их сайтах, но видно специалисту по продвижению в интернете. Работа кропотливая, но результаты необходимы. В сочетании с данными спроса, информация о конкуренции помогает сформировать требования к вашему сайта, сформировать его информационную политику и методику продвижения. А возможно, и сам бизнес. Были ситуации, когда проведённый анализ специфики спроса позволяли открыть новые перспективные направления.
У классических менеджеров по продажам есть устойчивое мнение, что пока сайт не создан, нельзя более или менее конкретно определить его будущую эффективность (без рекламных акций, без данных статистики). Но современные интернет-технологии тем и прекрасны, что ещё на старте можно получить множество точных данных для анализа и планирования проекта сайта. Что позволяет прогнозировать конкретные результаты и получить определённые (вполне конкретные, в цифрах) данные с оптимистическим и пессимистическим прогнозом. Имея на руках подобные данные можно более детально продумать процесс создания сайта, необходимый комплекс и порядок действий (сроки и бюджет), сформировать информационную политику сайта и комплекс мер по его продвижению после его создания.
Должен предупредить! Есть такие сферы бизнеса, активно присутствующие в интернет, в которых нет смысла ожидать максимальной эффективности в короткие сроки из-за жесточайшей конкуренции. А главное — для достижения лидирующих позиций в целевом спросе требуется постоянный мониторинг ситуации и регулярные активные действия (квалифицированная комплексная поддержка сайта). Хотя, большие бюджеты чудеса творят...
Ещё одна распространённая ошибочная тенденция — некоторые заказчики рассматривают сайт только как своеобразный вид рекламы. Подход к сайту, как к рекламному объявлению или ролику на телевидении. Такой подход очень часто приводит к воронке конкуренции и рекламной борьбе за целевую аудиторию.